Авиация в Восточно-Прусской операции
Одну из решающих ролей в разгроме противника в Восточной Пруссии сыграла советская авиация. Общее командование Военно-Воздушными силами Советской Армии осуществлял Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза А.А. Новиков. Большую помощь наземным войскам авиация оказывала на всех этапах Восточно-Прусской операции. Мощными ударами с воздуха летчики разрушали оборонительные сооружения врага, уничтожали его боевую технику и военные объекты, выводили из строя на аэродромах, сбивали и сжигали в воздухе вражеские самолеты, внося весомый вклад в победу. Неоценимы заслуги воздушных бойцов в боях по прорыву обороны под Гумбинненом, в разгроме окруженных фашистских дивизий у залива Фришес-Хафф, при штурме Кёнигсберга.
От пограничной реки Шешупе до Пиллау пролег в небе Восточной Пруссии боевой путь 1-й воздушной армии генерал-полковника авиации Т.И. Хрюкина (самый молодой командующий – ему было 35 лет).
Активными участницами боев в Восточной Пруссии были 3-я и 4-я воздушные армии генерал-полковников авиации Н.Ф. Папивина и К.А. Вершинина. За период операции 3-я ВА совершила 18253 самолето-вылета.
Немало заслуг на счету летчиков Балтийского флота, которых возглавлял генерал-полковник авиации М.И. Самохин.
Участниками штурма Кёнигсберга были летчики дальней авиации 18-й воздушной армии под командованием Главного маршала авиации А.Е. Голованова. Эффективные действия дальних бомбардировщиков помогли войскам 3-го Белорусского фронта прорвать внешний и внутренний обводы крепости Кёнигсберг и в короткие сроки овладеть ею.
Французский отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия-Неман» антифашисткой организации «Свободная Франция» (позднее «Сражающаяся Франция») в годы Великой Отечественной войны сражался на стороне Красной Армии. В составе 303 истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии полк прошел боевой путь от Подмосковья до Восточной Пруссии и принял участие в Курской битве, в освобождении Смоленска, Белоруссии, Прибалтики, в Восточно-Прусской операции. За отличные боевые действия на территории Восточной Пруссии (1944-45 гг.) полк «Нормандия-Неман» был удостоен ордена Боевого Красного Знамени, а за штурм крепости Пиллау награжден орденом Александра Невского. Почетное наименование «Неманский» полку было присвоено приказом Верховного Главнокомандующего от 28 ноября 1944 г. за участие в прорыве обороны немцев на реке Неман. За время пребывания на советско-германском фронте (март 1943 – май 1945 гг.) французские летчики совершили более 5000 боевых вылетов, провели более 860 боев, сбили более 260 самолетов противника.
Уже 15 января 1945 г. с улучшением погоды 1320 самолетов 1-й и 3-й воздушных армий нанесли удары по основным узлам сопротивления и опорным пунктам главной полосы обороны противника. До 18 января (первый этап Восточно-Прусской операции) было произведено 10350 самолето-вылетов (силами 1-й, 3-й и 4-й ВА)
Во время штурма Кёнигсберга, а также в период боев на Земландском полуострове активную поддержку сухопутным войскам оказали 1-я, 3-я ВА фронтовой авиации и 18 ВА дальней авиации, часть сил авиации КБФ и два авиасоединения резерва Верховного Главнокомандования – 5-й гвардейский и 5-й бомбардировочные авиационные корпуса. Всего ко дню штурма фронт имел 2444 боевых самолета, в том числе 1124 бомбардировщика (500 тяжелых дальнего действия, 432 ближнего действия и 192 легких ночных), 470 штурмовиков, 830 истребителей и 20 торпедоносцев.
Второй день штурма Кёнигсберга – 7 апреля – считается днем авиации. Бомбардировщики 1-й и 3-й ВА, тщательно прикрытые над полем боя истребителями, бомбили вражеские позиции. Был произведен дневной массированный воздушный налет 516 бомбардировщиков 18ВА, которые за 45 минут сбросили более 3743 бомб общей массой 550 тонн. Аэродромы противника были полностью блокированы. 7 апреля было сделано 4700 самолето-вылетов и обрушено на вражеские позиции более 1600 тонн бомб.
Всего за четверо суток штурма Кёнигсберга авиация совершила свыше 14 тысяч самолето-вылетов и сбросила на противника 4400 тонн бомб. Сдавшийся в плен комендант города О. Ляш заявил, что во взятии Кёнигсберга «авиация сыграла исключительно большую роль – солдаты были измучены, прижаты к земле, загнаны в блиндажи».
Огромную помощь оказали десанту на косу Фрише-Нерунг летчики гвардейского истребительного полка Героя Советского Союза В.Ф. Голубева, прикрывавшие бойцов с самого рассвета, и летчики-штурмовики, уничтожившие несколько БДБ и сторожевых катеров врага, которые спешили на выручку окруженных на косе.
В ходе боев в Восточной Пруссии и после их завершения более 150 авиаторов были удостоены звания Героя Советского Союза, некоторые из них получили это высокое звание вторично (генерал Т.Т. Хрюкин, летчики-командиры Е.М. Кунгурцев, Г.М. Мыльников, Г.М. Паршин). Многие сотни летчиков, штурманов, воздушных стрелков, авиационных техников и механиков, командиров частей, подразделений и соединений были награждены орденами и медалями.
Список литературы:
1.Дриго С.В. За подвигом – подвиг. – Калининград: Калининградское книжное издательство, 1984.
2.Очерки из истории Балтийского флота. – Калининград: «Янтарный сказ», 1997.
3.Советская военная энциклопедия. Т. 2. – Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1976.
4.Штурм Кёнигсберга. – Калининград: Калининградское книжное издательство, 1973.
От пограничной реки Шешупе до Пиллау пролег в небе Восточной Пруссии боевой путь 1-й воздушной армии генерал-полковника авиации Т.И. Хрюкина (самый молодой командующий – ему было 35 лет).
Активными участницами боев в Восточной Пруссии были 3-я и 4-я воздушные армии генерал-полковников авиации Н.Ф. Папивина и К.А. Вершинина. За период операции 3-я ВА совершила 18253 самолето-вылета.
Немало заслуг на счету летчиков Балтийского флота, которых возглавлял генерал-полковник авиации М.И. Самохин.
Участниками штурма Кёнигсберга были летчики дальней авиации 18-й воздушной армии под командованием Главного маршала авиации А.Е. Голованова. Эффективные действия дальних бомбардировщиков помогли войскам 3-го Белорусского фронта прорвать внешний и внутренний обводы крепости Кёнигсберг и в короткие сроки овладеть ею.
Французский отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия-Неман» антифашисткой организации «Свободная Франция» (позднее «Сражающаяся Франция») в годы Великой Отечественной войны сражался на стороне Красной Армии. В составе 303 истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии полк прошел боевой путь от Подмосковья до Восточной Пруссии и принял участие в Курской битве, в освобождении Смоленска, Белоруссии, Прибалтики, в Восточно-Прусской операции. За отличные боевые действия на территории Восточной Пруссии (1944-45 гг.) полк «Нормандия-Неман» был удостоен ордена Боевого Красного Знамени, а за штурм крепости Пиллау награжден орденом Александра Невского. Почетное наименование «Неманский» полку было присвоено приказом Верховного Главнокомандующего от 28 ноября 1944 г. за участие в прорыве обороны немцев на реке Неман. За время пребывания на советско-германском фронте (март 1943 – май 1945 гг.) французские летчики совершили более 5000 боевых вылетов, провели более 860 боев, сбили более 260 самолетов противника.
Уже 15 января 1945 г. с улучшением погоды 1320 самолетов 1-й и 3-й воздушных армий нанесли удары по основным узлам сопротивления и опорным пунктам главной полосы обороны противника. До 18 января (первый этап Восточно-Прусской операции) было произведено 10350 самолето-вылетов (силами 1-й, 3-й и 4-й ВА)
Во время штурма Кёнигсберга, а также в период боев на Земландском полуострове активную поддержку сухопутным войскам оказали 1-я, 3-я ВА фронтовой авиации и 18 ВА дальней авиации, часть сил авиации КБФ и два авиасоединения резерва Верховного Главнокомандования – 5-й гвардейский и 5-й бомбардировочные авиационные корпуса. Всего ко дню штурма фронт имел 2444 боевых самолета, в том числе 1124 бомбардировщика (500 тяжелых дальнего действия, 432 ближнего действия и 192 легких ночных), 470 штурмовиков, 830 истребителей и 20 торпедоносцев.
Второй день штурма Кёнигсберга – 7 апреля – считается днем авиации. Бомбардировщики 1-й и 3-й ВА, тщательно прикрытые над полем боя истребителями, бомбили вражеские позиции. Был произведен дневной массированный воздушный налет 516 бомбардировщиков 18ВА, которые за 45 минут сбросили более 3743 бомб общей массой 550 тонн. Аэродромы противника были полностью блокированы. 7 апреля было сделано 4700 самолето-вылетов и обрушено на вражеские позиции более 1600 тонн бомб.
Всего за четверо суток штурма Кёнигсберга авиация совершила свыше 14 тысяч самолето-вылетов и сбросила на противника 4400 тонн бомб. Сдавшийся в плен комендант города О. Ляш заявил, что во взятии Кёнигсберга «авиация сыграла исключительно большую роль – солдаты были измучены, прижаты к земле, загнаны в блиндажи».
Огромную помощь оказали десанту на косу Фрише-Нерунг летчики гвардейского истребительного полка Героя Советского Союза В.Ф. Голубева, прикрывавшие бойцов с самого рассвета, и летчики-штурмовики, уничтожившие несколько БДБ и сторожевых катеров врага, которые спешили на выручку окруженных на косе.
В ходе боев в Восточной Пруссии и после их завершения более 150 авиаторов были удостоены звания Героя Советского Союза, некоторые из них получили это высокое звание вторично (генерал Т.Т. Хрюкин, летчики-командиры Е.М. Кунгурцев, Г.М. Мыльников, Г.М. Паршин). Многие сотни летчиков, штурманов, воздушных стрелков, авиационных техников и механиков, командиров частей, подразделений и соединений были награждены орденами и медалями.
Список литературы:
1.Дриго С.В. За подвигом – подвиг. – Калининград: Калининградское книжное издательство, 1984.
2.Очерки из истории Балтийского флота. – Калининград: «Янтарный сказ», 1997.
3.Советская военная энциклопедия. Т. 2. – Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1976.
4.Штурм Кёнигсберга. – Калининград: Калининградское книжное издательство, 1973.